Вопросы и ответы

Вопросы логопеду

Что такое ФФН?

ФФН-фонетико - фонематическое недоразвитие речи. Ребенок не только имеет дефекты звукопроизношения, но и не различает звуки на слух (звонкие и глухие Д-Т, Б-П ; твердые и мягкие Д-Д'; свистящие и шипящие С-Ш)

Что делать? Ребенок не хочет дома заниматься?

Основная трудность родителей - нежелание ребенка заниматься. Необходимо заинтересовать малыша. Чем младше ребенок, тем не навязчевее должно быть его обучение.Так как основная деятельность дошкольника - игра, то и занятия необходимо строить по правилам игры. Можно отправиться вместе с зайкой в путешествие, плюшевый мишка может побеседовать с малышом. Создавайте игровые ситуации. Пусть ребенок думает, что вы с ним играете. Наилучший эффект будет, когда ребенок вообще не будет знать, что идет занятие, а будет думать, что играет.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Если ребенок пишет буквы не в ту сторону (зеркально), путает расположение элементов букв, чаще всего это – следствие несформированных пространственных представлений. Проверьте, умеет ли ваш ребенок правильно показывать свое правое ухо, левую ногу и т.д., складывать картинки из шести кубиков (на каждом из которых – фрагмент картинки). Если он затрудняется, то это – следствие недоразвития анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия типа «Танграм», «Пифагор», «Сложи квадрат», кубики Кооса, различные конструкторы. Бывает, что ребенок путает совершенно не похожие по написанию буквы: м и б, т и д. Причиной становится то, что ребенок плохо различает соответствующие звуки на слух. При этом физический слух у него может быть абсолютно нормальным. Поучите ребенка находить на слух трудные звуки в слогах, словах. Чтобы ребенку было легче запоминать буквы, рекомендуются следующие приемы: – взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5–6 см), ребенок раскрашивает или штрихует ее; – лепка буквы из пластилина; – вырезание буквы по контуру, нарисованному взрослым; – «написание» широким жестом всех изучаемых букв в воздухе; – сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами: буква у – заячьи ушки и т.д.; – обводка пальцем буквы, вырезанной из мелкой наждачной или «бархатной» бумаги, узнавание букв на ощупь с закрытыми глазами; – выкладывание буквы из различных материалов: тесьмы, пуговиц, спичек и т.д.; – письмо буквы по опорным точкам, поставленным взрослым.

Как правильно учить ребенка читать?

Основа обучения чтению – не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его находить на слух звук М в слогах, словах. На первых порах следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково –М, Б, а не эМ или Бэ. Говоря так, мы произносим два звука –Э и М. Это только путает детей. Другая грубая ошибка заключается в побуквенном чтении, то есть ребенок сначала называет буквы: М, А – и только после этого складывает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом. Если ребенок и сможет таким способом прочитать слова из трех - четырех букв, то чтение более сложных слов окажется недоступным. Правильное чтение – это чтение слогами (пока не будет сформировано беглое чтение). Пусть поначалу ребенок долго тянет первую букву слога, пока не распознает следующую букву. Главное, чтобы он не останавливался после первой буквы, слитно прочел буквы слога. В первую очередь детей учат читать слоги типа АП, УТ, ИК и т.п. Затем переходят к слогам типа МА, НО, ВУ. После того как будет достаточно автоматизирован навык чтения слогов, переходят к чтению слов типа МАК, ЛУНА, ПАЛКА и т.д. по нарастанию сложности слов.

У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР. Что это такое?

Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.

Могут ли родители сами исправить речь ребенка?

Дать здесь однозначного ответа нельзя, если у ребенка сильные проблемы с речью по одним книгам речь не исправить. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: – нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; – желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу; – общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике; – следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом; – ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Другие темы

 
Персональный сайт учителя-логопеда Куприной Вероники Викторовны (Москва)